Весной буду читать очередной межфакультетский курс. На этот раз - о серии видеоигр Metal Gear Solid. Приходите! Друзья!
В грядущем семестре я буду читать полноценный межфакультетский курс, посвященный одной-единственной игровой серии - Metal Gear Solid.
Главным образом связано это с тем, что я немного подустал говорить о видеоиграх в целом. Мне уже давно хотелось обратиться к какой-то конкретной игре или серии игр и детально ее проанализировать. В том числе для того, чтобы наглядно показать, как работают ключевые для game studies идеи на вполне конкретных примерах, к которым можно было бы обращаться не просто вскользь (как к иллюстрациям для той или иной теоретической конструкции), но из которых эти самые идеи шаг за шагом можно было бы выводить.
Почему именно Metal Gear Solid? Ответ очень прост: это моя любимая видеоигровая серия. И раз уж я взялся что-то досконально исследовать, то я решил сделать это с такой игрой, в которую действительно много играл и которая действительно на меня повлияла.
О чем будет этот курс?
Во-первых, курс будет посвящен истории видеоигр. Я расскажу, как видеоигры зарождались, как возникла игровая индустрия, чем и почему отличается японский рынок видеоигр от игровых рынков в других странах, как возникли авторские игры, кто такой Хидэо Кодзима и как он стал тем, кем является сегодня.
Во-вторых, курс будет посвящен истории Metal Gear Solid, первая часть которой вышла в 1987 году, последняя - в 2015 году. Учитывая ее 28-летний возраст, на ее примере, как я считаю, вполне можно показать, как менялась игровая индустрия, как эволюционировали игровые технологии и как менялись сами видеоигры, отвечая на новые вызовы, которые ставили перед ними технология и общество.
В-третьих, курс будет посвящен game studies. На примере Metal Gear я расскажу, что такое видеоигры, в чем их особенности и как они могут менять реальность; я специально коснусь дилеммы нарратологии/людологии, чтобы вскрыть сложные отношения между геймплейным и нарративным измерениями видеоигр; покажу, как видеоигры могут быть инструментом политической и культурной критики и насколько они в этой области могут преуспеть; а также подробно проанализирую, как видеоигры могут передавать сообщения, пользуясь исключительно игровыми приемами.
Наконец, в-четвертых, курс будет посвящен философии. Причем сразу в двух смыслах. Ведь во-первых, Metal Gear - это философская игра. Официально темой первой части была природная детерминация человека (гены), темой второй - культурная детерминация (мемы), темой третьей - обстоятельства (время и место), четвертой - смысл (которого, конечно же, нет самого по себе), пятой - язык (границы которого, как говорил один философ, определяют границы нашего мира). Во-вторых, кроме явным образом рассматриваемых тем, игра касается целого спектра философских сюжетов, связанных с искусственным интеллектом, сознанием, свободой, миром и войной, добром и злом, которые я рассмотрю с отсылкой к более широкому философскому контексту, чтобы дать ключ к пониманию того, что происходит во вселенной игры и как все это можно интерпретировать.
Подробную программу курса я выложу в начале семестра.
Напоминаю, что курс будет идти по средам.
Записаться на него можно по адресу: http://new.mfk.msu.ru/course/view?id=645